Мастер-класс для родителей по раннему обучению чтению по методике Ю. Пчелинцевой.
28.01.2025
Мастер-класс
для родителей по раннему обучению чтению по методике Ю. Пчелицевой «Словолодочки».
Сегодня я хочу поделиться с вами опытом
работы п обучению чтению детей с использованием методики Ю. пчелицевой «Словолодочки».
Прежде всего, я хотела бы рассказать об
отличии этой системы от других. На занятиях используются капельный алфавит )без
каких-либо образов), под каждой буквой вы видите капельку. Длинная капелька- под
гласным звуком, это значит, что звук можно пропеть, протянуть. Под согласным
звуком – короткая капля, это значит, что звук произносится коротко, отрывисто.
В методике используются только открытый
слог, слияние, оформлен он в виде лодочки, в которой на первом месте всегда сидит
отважный капитан, а рядом с ним прекрасная принцесса.
Почему именно так?
Для
того, что бы в словах определённой структуры ребёнок не читал следующим
образом.
Уз-ел уж-ин
Теряя
при этом смысл прочитанного. Из слогов слияния состоят и слоговые таблицы,
используемые при обучении чтению. (показ таблиц)
Взможны
различные способы работы с таблицей. Это чтение слогов с определённой согласной отработка ритмики речи МА- МО-МУ-МЫ-МЭ.
Можно
попросить ребёнка найти и обвести определённые буквы (на ламинированном листе)
или поиграть в игру на развитие фонематического слуха, используя маленькую
игрушку- посадить на додочку, прочитать слог и попросить ребёнка догадаться кто
или что плывёт на лодочке. Например, ЛО- (лошадка, ложка и т.д.)
(Показ
слоговых таблиц)
Для
написания букв есть листы- помощники
(показ
листов-помощников)
Всё занятие проводится в игровой форме в
виде приключения или квеста с множеством различных заданий.
Используется определённая последовательность
в изучении букв. Начало с А О У Ы Э + 3 согласных. Это позволяет после
нескольких занятий работать над
процессом слияния звуков в слоги и ускоряет отработку навыков чтения.
В структуре каждого занятия включены
игры, подготавливающие слуховое восприятие, внимание и память.
При знакомстве с новой буквой, для
запоминания образа, лепим её из пластилина, рисуем картину, задания на развитие
фонематического слуха (слова, начинающие на заданный звук ).
Как показывает практика, знание букв
ребёнком ещё не позволяет ему овладеть навыками слитного чтения. Большинство
детей не владеют навыками звукового анализа и синтеза. Дети не различают
понятие как гласный и согласный звуки и не определяют их место в слове. Большое
внимание многие родители уделяют запоминанию детьми графического образа букв,
но родителям необходимо помнить, что навык чтения у ребёнка формируется только
после овладения навыками звукового и слогового анализа и синтеза. Ребёнок
должен усвоить , что предложение состоит из слов, слова из слогов и звуков,
расположенных в определённой последовательности. Начиная обучать ребёнка всегда
надо помнить, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игра и
обучение должно проходить в игровой форме. Игры со звуками можно проводить в
любое удобное время- утром, после сна или вечером.
Что необходимо помнить взрослому, который
хочет научить ребёнка читать:
-
проявлять интерес к тому, что вы делаете вместе с ребёнком. Радуйтесь, удивляйтесь,
огорчайтесь вместе с ним.
-
учитывать состояние ребёнка. Не настаивайте на выполнении заданий, если ребёнок
не проявляет интерес и желание к самому процессу.
-
Не раздражаться, если ребёнок не понимает вас и не может выполнить задание.
Ребёнок должен чувствовать, что вы хотите ему помочь
-
забывайте хвалить ребёнка за старание, сотрудничество, стремление довести
начатое до конца. Старайтесь выполнить эти не сложные правила и тогда ребёнок будет ждать следующего
занятия. У него возникает желание научиться читать.
Игры со звуками:
«Хлопни,
если услышишь в слове [А], цепочка слов».
По окончанию игры уточните, почему ребёнок не хлопал когда произносили слова,
нет звука [А].
«Три
слова». Взрослый называет 3 слова, а ребёнок называет звук, который встречается
в каждом слове , например, утка, узел, уши.
«Путешествие
по комнате». Учить ребёнка находить предметы, в названиях которых есть заданный
звук.
Ошибки, допускаемые взрослыми при
обучении детей чтению.
1. В
основе обучения чтении. Не буква, а звук! Прежде, чем показать ребёнку новую
букву, например, буку М, следует научить его слышать звук [М] в слогах, словах.
2.
Обучение побуквенному чтению, т.е.
ребёнок сначала называет буквы слога : М А и только после этого читает сам слог
МА.Этот навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим
трудм.
А теперь, уважаемые
родители, перейдём к практической части.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 31.01.2025
Дата обновления: 31.01.2025
Дата публикации: 28.01.2025
Комментарии0
Новый комментарий