Упражнения и игры для развития навыка контроля и планирования.

01.07.2023

                  Нейропсихология выделяет три функциональных блока головного мозга: энергетический блок, блок приема, переработки и хранения экстероцептивной информации и блок программирования. За самоконтроль и планирование своих действий у человека отвечает третий функциональный блок головного мозга. Если с этими навыками у ребенка возникают сложности к старшему дошкольному возрасту, значит, в сенситивные периоды развития (периоды в жизни ребенка, когда условия для развития какой-либо стороны его психики наиболее благоприятны) его головной мозг не получал должную сенсорную нагрузку. 

           По достижению ребенком трех летнего возраста, рекомендуется выполнять упражнения на развитие 5 базовых умений третьего блока мозга, а именно придумывать, планировать, выбирать, контролировать, оценивать. Если в старшем дошкольном возрасте эти навыки развиты слабо, следует включать в программу нейропсихологические игры, в которых ребенок учится алгоритмизировать процесс, понимать и выстраивать последовательность своих действий.

          Во время нейропсихологических игр нагрузка на мозг ребенка значительно сильнее, чем при активных играх или занятиях спортом, поэтому после них ребенку необходима разгрузка. Нужно «освободить мозг»: попрыгать, побегать, попить воды.


Упражнения из нейропсихологии для развития

 навыка контроля и планирования.


           Ребёнок повторяет действия за взрослым. Взрослый проговаривает действия для лучшей концентрации ребёнка или задает ритм стишками и потешками.


Упражнение №1. «Мой мячик»

Берем в руки по небольшому мячу и максимально безотрывно прокатываем его по разным частям тела: плечам, груди, животу. При этом необходимо проговаривать его положение (верх-низ, право-лево, правая рука, левая рука и т.д.). Можно придумать сюжет, например, как ежик катится по полянке и встречает на своем пути разные препятствия.

Упражнение №2. «Колечки»

Поочередно соединяем кончик большого пальца с кончиками остальных пальцев от указательного к мизинцу и обратно на обеих руках одновременно, образуя колечки: большой-указательный, большой-средний и так далее. Для лучшей концентрации можно задавать ритм счетом или потешкой.

Упражнение №3. «Перебирание пальцев»

Усложненный вариант упражнения «Колечки». Соединять нужно кончики больших пальцев с кончиками других пальцев, но уже противоположной руки. В этом случае пальцы образуют не колечки, а «восьмерки». Каждой парой пальцев нужно несколько раз «пошагать», (сперва пара правый-левый сверху, затем — левый-правый сверху и т.д.), при этом кистями рук не крутим.

 Упражнение №4. «Хасты»

Это приведение кистей рук в определенные положения в заданной последовательности. Каждое из них нужно удерживать по 10-15 секунд, прежде чем переходить к следующему. Последовательность может быть такой:

1. Ладошки домиком;

2. Кисти в замок костяшками вверх, соединив ладони;

3. Одна рука с поднятым вверх большим пальцем стоит на ладошке второй руки, затем руки меняем;

4. Пальцы сцеплены, но ладошки разъединены (ладони как бы образуют каркас);

5. Обе руки кулаками вниз;Хочу такой сайт

6. Каждой рукой изобразить букву «V» (по два пальчика вверх).

Затем повторить по кругу.

Упражнение также учит ребенка чувству времени. На первых занятиях можно выполнять его под тиканье часов, метроном или счет взрослого. Затем ребенок должен будет засекать время самостоятельно.


Игры из нейропсихологии на формирование 

произвольности и саморегуляции у детей.


Игра №1 “Птицы, рыбы, звери”

Ребенок идет по комнате, в руках у него мяч. Взрослый называет любых птиц, или рыб, или животных. Если ребенок слышит название рыбы, он кидает мяч об пол и ловит, если слышит название птицы, то кидает мяч вверх и ловит. Если ребенок слышит зверя, то кидает мяч вверх, делает хлопок и ловит мяч.

Игра №2 “Дотронься до”

Взрослый называет любой признак предмета. Ребенок должен быстро сориентироваться в комнате и дотронуться до предмета, имеющего названный признак, рукой до того, как его осалил взрослый. Например, дотронуться до черного предмета, или игрушки, или предмета мебели и т.д.

Игра №3 “Огонь-лед-вода-дерево”

 Ребенок двигается по комнате. Если он слышит “огонь”, то ускоряется. Если слышит ”лед”, то должен замереть на месте. Если слышит “вода”, то должен лечь на пол и расслабить свое тело. Если он слышит “дерево”, то останавливается на месте и тянет руки вверх, растягиваясь. Взрослый поочередно называет разные команды.

Игра №4 “Робот Повторялка”

В первом варианте ребенку взрослый показывает несколько последовательных движений (закрыл левой рукой глаз - сделал шаг вперед –присел, подпрыгнул и т.д.), и просит после окончания программы ребенка повторить в той же последовательности и побыть Роботом Повторялкой.

Во втором варианте взрослый говорит вслух несколько последовательных действий, без показа движений. Ребенок должен повторить.

Игра №5 “Секретное слово”

Родитель говорит ребенку секретное слово, которое тот должен запомнить и во время чтения родителем рассказа, это секретное слово ребенок “ловит” (хлопает в ладошки, например). Возможно введение нескольких секретных слов для усложнения с разыми двигательными задачами (“Слышишь первое слово – хлопаешь в ладошки, слышишь второе – топаешь ногами!”)


             Подобных игр и упражнений на формирование произвольности, саморегуляции и планирования своей деятельности у детей существует немало, описанных в педагогической и психологической литературе. Я предоставила лишь некоторые, которые я сама использую на занятиях, и они очень нравятся детям.

 


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».