Рекомендации по автоматизации звуков.

26.06.2023

Консультация для родителей дошкольников

Автоматизация звуков в речи.


Автоматизация звуков – закрепление правильного произношения звуков в речи. Это весьма важный этап в совместной работе с родителями. Если ребенок путает звуки в речи, он может путать их и на письме. Именно поэтому необходимо своевременно укрепить навык правильного произношения звуков в речи. Скорость прохождения данного этапа напрямую зависит от частоты и качества выполняемых заданий. Ежедневные упражнения в течение 10-15 минут – и результат не заставит себя долго ждать.


Важно:

1.Постоянно контролировать речь ребенка в повседневной жизни, исправлять неправильное произношение.

2. Развивать возможности самоконтроля ребенка.

3. Прочитывать или повторять отраженно речевой материал, насыщенный закрепляемыми звуками, который предлагает логопед в качестве домашнего задания.

4. Выучивать наизусть стихи, считалки, пословицы и поговорки насыщенные закрепляемым звуком.


Игры и упражнения: 

1.«Сосчитай до 5». Считать от 1 до 5 и обратно предметы, в названии которых содержится закрепляемый звук.

2.«Доскажи словечко». Договаривать за взрослым слоги с закрепляемым звуком таким образом, чтобы получались слова.

3.«Веселый мяч»Играя в мяч, называть слова с закрепляемым звуком «кто больше».

4.«Волшебные рифмы». Придумать  как можно больше рифмованных слов к заданному слову с закрепляемым звуком. Можно придумывать короткие стихотворения.

5.«Художники». Мысленно нарисовать картину на определенную тему, используя слова с закрепляемым звуком.

6.«Что лишнее». Предложить ребенку повторить несколько слов с закрепляемым звуком, включить в этот перечень слово, в котором нет заданного звука. Ребенок должен найти это слово. Аналогично играть с картинками.

7.«Слова вокруг нас». Посмотреть вокруг и назвать все предметы, в названии которых спрятался нужный звук.

8.«Найди ошибку». Найти смысловую ошибку в предложении и исправить ее. Примеры предложений: «Пол стоит на столе», «Дом сторожит собаку», «На лугу летала лампа». Нелепость ситуаций всегда забавляет детей. Предложения нужно подбирать с закрепляемым звуком.

9.«Что я загадал». Взрослый загадывает слово с закрепляемым звуком, а ребенок пытается его угадать с помощью наводящих вопросов. При правильном ответе можно поменяться ролями.

10. Игра «Назови ласково словечко».

Дошкольникам предлагается назвать предложенные слова ласково. Например: вилка - вилочка, палка-..., полка - ..., галка - ..., кулак -кулачок, каблук - ..., балкон - ..., вулкан - ..., колпак - ....

11.«Всезнайка». Ребенку предлагается отвечать на вопросы словами, начинающимися на заданный звук, например С. Как тебя зовут? Соня. Что ты любишь кушать? Салат. Каких ты знаешь животных? Слон, сурок, собака. Птиц? Сова, сорока. И т.д.

12.«Один-много». Взрослый называет слово в единственном числе с закрепляемым звуком, ребенок во множественном числе. Пенал-пеналы, дятел-дятлы, стол-столы.

13. Игра «Знаешь ли ты?».

Дошкольникам предлагается назвать как можно больше слов со звуком [л] из названной тематической группы. Хочу такой сайт

Например:

Продукты питания - сало, масло, колбаса, халва.

Транспорт - теплоход, тепловоз, велосипед.

Овощи - свекла, баклажан и др.

14. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» (можно без мяча).

Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Взрослый называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук.

Например: весна — автобус — слон — нос — сова...

15. Игра «Родственные слова».

Дошкольникам предлагают придумать к названным словам родственные.

Снег-  снежок, снеговик, снежинка, снегирь, снегопад.

Волк - волчий, волчица, волчонок, волчище.

Глаз - глазочек, глазик, глазок, глазной.


И еще несколько правил:

1. Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Постоянно поддерживайте его интерес.

2. Повторяйте упражнения многократно.

3. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, позже вернитесь к нему.

4. Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточного успеха.    

5. Будьте терпеливы.

6. В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он устал.

7. Избегайте неодобрительной оценки, всегда находите слова поддержки.

8. Хвалите ребенка за самые минимальные достижения.


Залогом успешного и быстрого овладения ребенком правильным произношением поставленного звука является понимание окружающих взрослых, что для ребёнка это сложнейший труд. Не стоит требовать от него мгновенных результатов. Сначала необходимо постоянно обращать внимание ребенка, если вдруг звук не получился. Но делать это нужно корректно - просто произнести не получившееся слово правильно, акцентируя внимание на проблемный звук, т. е. произнести его утрированно - более четче и длиннее обычного. И только по истечении некоторого времени просить малыша повторить за вами "сломанное" слово правильно.



Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».