Особенности развития речи детей 4 –5 лет.
27.09.2022
У дошкольников постепенно совершенствуются
все компоненты — фонетика, грамматический строй, словарный запас и связность.
Особенности
произношения звуков
- Первый критерий развития речи детей 4 – 5 лет — фонетика, или
звукопроизношение. Ребенок 4 лет смягченно произносит согласные звуки
(вместо «ложечка» скажет «лезецька»). Не хватает четкости и в произношении
свистящих и шипящих звуков — дети их пропускают или заменяют;
- Свистящие «ц», «с», «з» заменяют: «с» и «ц» — на «ф», «с» — на «т»,
«з» — на «д», «ц» — на «т»;
- Шипящие «ш», «щ», «ж», «ч» заменяют: «ш» — на «с» или «ф», «ж» — на
«з» или «в», «ч» — на «ц» или «ть», «щ» — на мягкие «с» или «т»;
- Звуки «л» и «р» чаще пропускают или могут заменять мягким «л».
Ребенок 5 лет лучше воспринимает и
произносит звуки и больше не смягчает их, а шипящие и свистящие не заменяет
другими звуками. Многие звуки дети теперь выговаривают правильно, четко, с
правильной артикуляцией. Хотя некоторые по-прежнему неправильно произносят
шипящие, «р» и «л».
Сложные и длинные слова сокращают, опускают
слоги: вместо «автомобиль» скажут «атабиль». Вот еще какие ошибки допускают
детки в произношении слов:
- Переставляют звуки: «первый» — «певрый»;
- Пропускают согласные при их стечении: «большой мальчик» — «босой
мальчик»;
- Вставляют гласные в словах со стечением согласных: «не зинаю»,
«корабель».
У пятилетних деток развитие речи на более
высоком уровне: они говорят правильнее, реже сокращают слова, меняют слоги и
начинают составлять слова по аналогии.
Словарный
запас.
Второй критерий развития речи детей 4 – 5
лет — объем активного словаря. К 4 годам словарь включает 1000 слов.
У ребенка 4 лет постоянно увеличивается
объем активного и пассивного словаря. Он много разговаривает, любит слушать
стишки и рассказы, запоминает и пересказывает сказки.
У ребенка 5 лет объем словаря удваивается —
теперь в нем до 2000 слов.
4-х — 5-тилетние детки — «почемучки». Им
интересно все на свете и они постоянно задают вопросы родителям. Для развития
речи важно отвечать на вопросы развернуто, провоцировать чадо на диалог, вместе
искать ответы на вопросы — все это расширяет словарный запас.
Грамматический
строй речи.
Третий критерий развития речи детей 4 – 5
лет — грамматическое оформление, то есть сложность предложений,
последовательность и согласование слов.
Ребенок 4 лет говорит короткими и простыми
предложениями. В них не более 3 – 4 слов. Но речь постепенно совершенствуется:
фразы становятся сложнее и длиннее.
Грамматический строй в этом возрасте только
формируется, поэтому она далека от совершенства. Вот какие ошибки допускают
детки: неправильно выстраивают последовательность слов (вместо «я не хочу»
скажет «я хочу нет») и неправильно согласуют слова («один кошка», «у меня три
подругов»).
К 5 годам ребята говорят распространенными и
усложненными фразами, речь становится более логичной и связной.
Связность речи.
Четвертый критерий — связность и логичность
высказываний. Первые фрагменты диалогической речи наблюдаются уже у трехлетних
малышей. К 4 — 5 годам этот навык совершенствуется.
У дошкольников развитие речи выходит на
новый уровень: они могут пересказать простую сказку («Колобок», «Курочка
Ряба»). Рассказ по картинке детки составить пока не могут, зато с удовольствием
рассматривают иллюстрации и отвечают на вопросы о них.
При нормальном развитии речи детей 4 – 5 лет
отмечается способность составлять рассказы по картинке, отвечать на вопросы о
содержании сказки или рассказа. В этом возрасте детки с удовольствием
рассматривают книжки с картинками, могут рассказать о своих желаниях,
впечатлениях об увиденном мультфильме.