Особенности развития речи 5 – 6 лет
27.09.2022
Все компоненты речи в этом возрасте
совершенствуются, ведь они необходимы для дальнейшего школьного обучения.
Фонетика:
произношение звуков.
Ребенок 5 лет готов выговаривать правильно
все звуки. Но некоторым детям все еще не даются шипящие и «р» (его заменяют на
«л»). Причем изолированно они могут правильно произносить «р», а в словах —
нет. Даже те элементы, которые они говорят всегда правильно, могут «хромать» в
словах со сложной слоговой структурой.
Характерная особенность развития речи
ребенка 5 лет — он замечает, как говорят друзья и свои собственные ошибки, то
есть появляется критичность.
Словарный
запас дошкольников.
Он насчитывает от 2500 до 3000 слов. Словарь
дополняется обобщающими словами.
Еще одна особенность развития речи 5 – 6
лет— детки оперируют многими понятиями. Могут назвать природные явления,
предметы быта, времена года, профессии, виды транспорта, животных
(домашних-диких), птиц, фрукты-овощи.
Причем они имеют представление о том, к
примеру, как выращивают фрукты, овощи, какие изменения происходят при разных
сезонах, о том, какие животные обитают в лесу, а какие на ферме. Ориентируются
в пространстве, знают названия месяцев, дней недели, праздников, правила
дорожного движения для пешеходов.
Им нравится рассуждать о том, что они видят,
о происходящем. Общение способствует развитию речи, и наоборот.
Простые слова они говорят правильно, не
меняют и не пропускают слоги. Но вот сложные или малознакомые слова могут
искажать.
Грамматический
строй речи.
В большинстве случаев детки говорят
распространенными простыми предложениями, но появляются сложные. Предложения
становятся более оформленными грамматически — в них присутствуют основные части
речи.
Появляются собирательные существительные
(детвора, белье, листва), прилагательные, которые обозначают свойства и
состояние вещей (обледенелый, застывший). Детям доступны абстрактные понятия
(душевный, милый, добрый).
Выделяют такие особенности развития речи 5 –
6 лет: ребята правильно применяют предлоги, спрягают существительные по падежам
и числам, согласовывают существительные с числительными (три снегиря, пять
шоколадок), образуют притяжательные прилагательные (мамин, лисий).
Ребята могут неправильно употреблять
существительные в именительном, родительном падежах во множественном числе
(карандаш — много карандашов) и приставки с пространственным значением
(подошел, зашел, вошел). Это считается нормой развития речи в этом возрасте.
Связность
речи.
Дошкольники говорят вполне связно,
последовательно и логично. Они могут составить рассказ по картинке или серии
иллюстрацией, пересказать небольшую историю или сказку объемом 50 предложений.
Могут вести монолог, оперируют фразами. У них достаточно сформированы речевые навыки,
чтобы точно выражать свои мысли, желания, делиться впечатлениями.