Речевые игры в кругу семьи
06.02.2024
Консультация
для родителей «Речевые игры в кругу семьи»
Дошкольный возраст – этап активного
речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его
окружение, и в первую очередь, родители. От того, как они говорят с ним,
сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех
дошкольника в усвоении языка.
Взаимодействие с ребенком дома, в семейном
кругу; на прогулке; по дороге в детский сад; магазин и т.д. может стать очень
важным и продуктивным компонентом его развития.
Овладение речью в дошкольном возрасте
происходит только в живом, непосредственном общении, когда ребенок не только
слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включён в
диалог. Причём, включён, не только слухом и артикуляцией, но всеми своими
действиями, мыслями и чувствам.
Попробуйте убрать из рук вашего ребёнка
планшет или телефон, сидя в машине или в очереди, выключить телевизор вечером и
здорово, а главное, с пользой проведите время.
Предлагаю к вашему вниманию несколько
интересных речевых игр, которые скрасят ваше времяпрепровождение с ребёнком при
этом благоприятно повлияют на его речевое развитие.
«Только
весёлые слова»
Играть лучше в кругу. Кто-то из играющих определяет тему.
Нужно называть по очереди, допустим, только весёлые слова. Первый игрок
произносит: «Клоун». Второй: «Радость». Третий: «Смех» и т. д. Игра движется по
кругу до тех пор, пока слова не иссякнут. Можно сменить тему и называть только
зелёные слова (например, огурец, ёлка, карандаш и т. д., только круглые (например,
часы, Колобок, колесо и т. д.).
«Автобиография»
Вначале кто-то из взрослых берёт на себя ведущую роль и
представляет себя предметом, вещью или явлением и от его имени ведёт рассказ.
Остальные игроки должны его внимательно выслушать и путём наводящих вопросов
выяснить, о ком или о чём идёт речь. Тот из игроков, который это угадает,
попробует взять на себя роль ведущего и перевоплотиться в какой-либо предмет
или явление.
Например, «Я
есть в доме у каждого человека. Хрупкая, прозрачная, неизящная. От небрежного
обращения погибаю, и становится темно не только в душе». (Лампочка).
Или: «Могу быть толстым и худым; красивым и не очень. Со мной можно играть, но
аккуратно. Когда я однажды похудел по вине Пятачка, Ослик Иа всё равно мне
обрадовался.» (Шарик).
«Волшебная
цепочка»
Игра проводится в кругу. Кто-то из взрослых называет какое-либо
слово, допустим, «мёд», и спрашивает у игрока, стоящего рядом, что он
представляет себе, когда слышит это слово? Дальше кто-то из членов семьи
отвечает, например, «пчелу». Следующий игрок, услышав слово «пчела», должен
назвать новое слово, которое по смыслу подходит предыдущему, например, «боль» и
т. д. Что может получиться? (Мёд - пчела - боль - красный крест - флаг -
страна - Россия - Москва - красная площадь и т. д.).
«Слова
мячики»
Ребёнок и взрослый играют в паре. Взрослый бросает ребёнку
мяч и одновременно произносит слово, допустим, «Тихий». Ребёнок должен вернуть
мяч и произнести слово с противоположным значением «Громкий». Затем игроки
меняются ролями. Теперь уже ребёнок первым произносит слово, а взрослый
подбирает к нему слово с противоположным значением.
«Доскажи
сказку»
Дошкольникам предлагается вспомнить персонажей сказок «Репка»
и «Теремок»; что происходило до и после события, нарисованного художником. В
левой колонке нужно написать имена персонажей предшествующего эпизода, а в
правой — последующего. Затем требуется рассказать о событиях, следуя тексту
сказки; попробовать рассказать о них же в обратном порядке: справа налево.
Объяснить, что в результате получилось и можно ли так рассказывать эти сказки.
«Подбери
слово»
Ребёнку предлагается подобрать к любому предмету, объекту,
явлению слова, обозначающие признаки. Например, зима какая? (Холодная,
снежная, морозная). Снег, какой? (Белый,
пушистый, мягкий, чистый).
«Кто
что умеет делать»
Ребёнку предлагается подобрать к предмету, объекту как можно
больше слов-действий. Например, что умеет делать кошка? (мурлыкать,
выгибать спину, царапаться, прыгать, бегать, спать, играть, царапаться, и т. д.).
«Антонимы
для загадок»
Вначале игры игроки договариваются о теме, которая будет
служить основой для загадок. Затем взрослый загадывает ребёнку загадку, в
которой всё наоборот, например, тема «Животные».
•
Обитает в воде (значит, на суше);
• Шерсти нет
совсем (значит, длинная шерсть);
• Хвост очень длинный (значит,
короткий);
• Всю зиму ведёт
активный образ жизни (значит, спит);
• Очень любит
солёное (значит, сладкое).
Кто это?
Надеюсь, что такие
простые, но очень полезные игры станут новой традицией в Вашей семье!