Логопедические рекомендации на лето.
31.05.2025
Логопедические рекомендации на лето.
Уважаемые
родители!
Предлагаю
вам ряд несложных упражнений, которые помогут закрепить навыки, полученные на
логопедических занятиях. Важно помнить, что сформированные в течение года
навыки за летний период могут, как укрепиться и войти в привычный стереотип,
так и потеряться. Закрепление звуков в речи – это тренинг: чем больше
количество повторений, тем быстрее и качественнее идет введение звуков в речь
ребенка.
Упражнения
для автоматизации звуков:
- Выполняйте
артикуляционную гимнастику ;
- Следите за
звуками, добивайтесь правильного произношения, иначе проделанная работа может
пойти насмарку: звуки могут "потеряться" (исчезнуть из громкой речи),
тогда необходимо будет работу с логопедом начинать заново.
-
Исправляйте неверно произнесённые ребёнком слова. Поправляйте речь ребёнка СПОКОЙНО,
произнося слово, верно, не требуйте СРАЗУ повторить слово правильно.
Главное,
обратить внимание на неверное произношение!
Упражнения
для развития речевого дыхания:
- Дуть в
соломинку, опущенную в стакан с водой;
- Сдувать
ватку с ладошки, дуть на карандаш, лежащий на столе;
- Обдувать
одуванчики несколькими короткими, а потом одним долгим выдохом;
-Пускать
мыльные пузыри через соломинку (разводить детский шампунь)
-Надувать
воздушные шарики;
- Стараться
надувать надувные игрушки, круги, мячи.
Развитию
мелкой моторики способствуют следующие действия:
-
Самообслуживание (молнии, кнопки, пуговицы, шнурки);
- Собирать,
перебирать ягоды;
- Помогать
взрослому полоть грядки;
-
Выкладывать рисунки из камней (шишек, спичек, круп);
-Играть с
глиной, мокрым песком;
- Играть с
мячами и мячиками (бросать, ловить, бить в цель).
Упражнения
для развития фонематических процессов :
- Определение
количества звуков в слове и их последовательности. (Сколько звуков в слове
«бобы»? Какой 1, 2, 3, 4?)
- Придумывание слов с определённым количеством звуков.
- Узнавание
слов, предъявленных
ребёнку в виде последовательно произнесённых звуков. (Какое слово получится из
этих звуков: «к-о-ш-ка).
-
Образование новых слов с помощью «наращивания звуков. (Какой звук надо добавить
к лову «рот», чтобы получилось новое слово? Крот-грот, пар-парк, Оля – Коля,
Толя, Поля).
-
Образование новых слов путём замены в слове первого звука на какой-либо другой
звук. (Дом-сом, лом-ком.)
Упражнения
для развития слоговой структуры слова (слогового анализа и синтеза) :
-
Определение количества слогов в слове и их последовательности. (Сколько слогов
в слове «молоток»? Какой 1?2?3?)
-
Составление слов из слогов, данных в разбивку. (Слоги потеряли своё место, надо
помочь им его найти: на-ро-во, ка-сум).
- Отхлопать
или отстучать слово по слогам и назвать их количество. v Выделять гласные звуки. (Столько слогов в слове,
сколько гласных) и т. д. Упражнения на развитие связной речи
- Необходимо
учить ребёнка давать полный ответ на вопрос.
- Вызывать у
него желание о чем-то рассказывать.
-
Расспрашивайте о важных для него событиях.
-
Внимательно слушайте ребёнка и направляйте его сбивчивый рассказ путём вопросов
по содержанию.
Подсказывайте, поправляйте ударение и
произношение, но всегда давайте возможность выговориться.
Упражнения для формирования
правильного грамматического строя речи:
- Упражнения на обучение изменять слова по
числам, падежам (один сад, а много сады, гулял где за садом, много это
глаза – а один …, много это уши – а одно …, одна конфета – а шесть … и
т.д.)
- Упражнения
на обучение образовывать новые слова (уменьшительные, ласкательные формы сумка-
сумочка и т. д.):
Подбери подходящее по смыслу слово:
большой сад, а маленький …, маленькая куколка, а большая …
Назови детенышей животных: кто у овцы – ягнёнок, у коровы
- …, у слонихи - …, и т.д.
Если
кораблик из бумаги, значит он (какой?) бумажный, а шуба из меха (какая шуба?) и
т.д -
У лисы хвост
лисий, а у зайца, у собаки, у кошки и т.д.
Поиграть в
словесную игру. Намеренно
исковеркать фразу, попросить ребенка найти ошибку и вместе разобрать, как нужно
произносить слова. («В лес грибы растёт», «Шишка большой на ёлке растёт»)
Начать
предложение, а ребенок пусть сам его закончит, подбирая разные варианты.
Измени по образцу: Я мешаю кашу. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они…. Я мою пол. Ты …, Он…,
Она…, Мы…, Вы…, Они…. Я иду на футбол. Ты …, Он…, Она…, Мы…, Вы…, Они…
Ваши дети
занимались с логопедом. Возможно, у них остались проблемы со
звукопроизношением. Старайтесь закрепить нужный звук в речи. Проговаривайте с
трудным звуком слова, предложения, учите стихи, тексты на этот звук.
Обязательно поправляйте ребёнка, когда он говорит неправильно. Чтобы не
получилось, что работу над дефектным звуком надо начинать с нуля.
Желаю вам приятного отдыха и
огромных успехов!